Феноменологический подход Руэллы Франк
Феноменологический подход Руэллы Франк уникален. В нем телесный опыт довербального периода объединен с гештальт терапией.
На протяжении первого года жизни дети и родители общаются невербально, тело к телу. Развитие в этот период является фундаментом взаимоотношений в нашей взрослой жизни.
«Этот ранний период жизни в движении, служит корнем продолжающегося невербального взаимодействия и последующего словесного выражения – этот язык остается ключевым элементом в общении на протяжении всей жизни»
Руэлла Франк.
В первый год жизни ребенок подает сигналы взрослому вокализацией и движениями: паттернами жестов, дыхания. Таким образом ребенок сообщает о своих потребностях другому. То, как взрослый и ребенок контактируют друг с другом, посредством каких движений, и становится стилем общения, о котором мы говорим «контактирование в гештальт терапии», т. е. как мы находимся в контакте с окружающей средой.
В этот период развивается так называемый репертуар движений, основу которого составляют шесть базовых движений:
1. YIELD уступание веса своего тела поверхности
2. PUSH толкание
3. REACH дотягивание до другого
4. GRASP захватывание того, к чему дотянулся
5. PULL притягивание этого к себе
6. RELEASEING высвобождение с тем, чтобы вступить в новый контакт
Вот, например, как Руэлла описывает движения маленькой девочки:
«Шестимесячная девочка в положении лежа на полу (yield) руками отталкивается (push) от пола так, что её голова поднимается (reach) вверх. Затем, она начинает покачиваться и сгибать каждое колено, поочерёдно поднимать и опускать ноги. В процессе она начинает ощущать свои пальцы, как они контактируют с полом. Каждое взаимодействие, прикосновение ног ребенка к полу повышает детское осознание этой части тела и она начинает толкать (push) c бoльшим усилием. Теперь, ребенок обнаруживает как оттолкнуться (push) обеими ножками одновременно от пола и продвинуть вперед вес тела и ручки. Может быть она увидит что-то интересное впереди себя, и, возможно, попробует двигаться к нему, перемещая вес своего тела из стороны в сторону, поочередно достигая (reach) свободной рукой и кистью объект, в то время как другая рука хватает (grasp) пол и тянет (pull) назад».
Руэлла считает, что базовые движения объясняют, как опыт живет в каждом моменте, в каждом взаимодействии. Все эти шесть движений переплетаются и поддерживают опыт контактирования.
«Когда мы в терапевтической сессии ищем паттерны дыхания, характерные жесты, позы – мы смотрим на кинестетическую историю, которая является частью настоящего момента».
Руэлла Франк.
Отрывок из книги Руэллы Франк хорошо иллюстрирует связь базовых движений с паттернами движений взрослого человека, его способ контактирования с окружающей средой. Она описывает свою работу с 26 летним клиентом. Когда Кал впервые обратился к терапевту, он сказал: «Я чувствую себя не комфортно в своём теле». "Кал проходит в комнату подпрыгивающим шагом. Р.Ф. заметила, что его пятки никогда полностью не становятся на пол. Вместо этого каждая пятка слегка задевает пол и затем быстро поднимается вверх. Кал переносит большую часть веса своего тела на переднюю часть стопы и пальцы ног, которые толкают (push) вниз со слишком большим усилием. Когда пятка не полностью опускается на пол, она не имеет достаточно опоры для того, чтобы оттолкнуться от него. Отсутствие толчка (push) пяткой Кал компенсировал, надавливая со сверх усилием на ереднюю часть стопы и пальцев ног. Это придает походке Кала подпрыгивание или вертикальные подпрыгивания.
В то же время, голова Кала прижимается и слегка откидывается назад так, что толчок (push) снизу позволяет его позвоночнику удлиниться вверх, выполняется за счет толчка вверх – его голова вжимается вниз и назад, тем самым сжимая шею. Это как если бы Кал подпрыгивал вверх и сжимался обратно вниз одновременно.
Руэлла рассматривает манеру ходьбы Кала как показатель того, каким образом он контактирует с миром: он движется вверх и в сторону того, что он хочет, но одновременно происходит толкание вниз и назад. Это оставляет Кала с хронической трудностью в достижении большинства желаний. Судя по другим аспектам репертуара движений Кала, этот так называемый паттерн «подпрыгивания» при ходьбе, свидетельствует о большой внутренней сложности, которая еще не доступна для рефлексии.
Невозможно узнать насколько хорошо или плохо прошел первый год жизни Кала, но в этом и нет необходимости. Полезно понимать как фундаментальные движения проявляются и продолжают развиваться когда связь между родителями и ребенком достаточно легка или когда сопряжена со сложностями. Руэлла наблюдает за движениями Кала: она представляет его ребенком, один из родителей которого не достаточно хорошо реагирует на его потребности и желания. Отсутствие понимания с их стороны делает Кала не в состоянии прояснить ни свои потребности, ни свои желания. Как в детстве так и теперь, во взрослой жизни, они остаются неясными. В исследовании паттернов движения раннего детства первичной и базовой поддержкой «хотеть, желать» является воплощенность и доступность для использования.
Вот как наблюдение за движениями помогает нам понять проблемы, развивающиеся в младенческом периоде и проявляющиеся в невербальном аспекте общения взрослого человека.
Конечно, Руэлла не стремится переделать клиента, научить его новым движениям – более «правильным или здоровым». Она считает, что совершенного движения для клиента не существует. Мы не знаем, что лучше для этого человека, но мы можем создать условия для его исследования пространства и контакта и, возможно, он сам захочет что-либо изменить.
Этот отрывок позволяет немного подсмотреть, попытаться представить, как понимание кинестетической составляющей процесса контактирования проявляется в уникальном стиле работы Руэллы Франк. Ее работа демонстрирует, что «телесный процесс не индивидуален, он порождаем тобой и порождает тебя для другого в каждый момент времени».
Автор: Я. Ларина
СЕМИНАР-КОНФЕРЕНЦИЯ РУЭЛЛЫ ФРАНК И ЖАН-МАРИ РОБИНА В КИЕВЕ 14-16 ИЮНЯ 2016 г.
- Обучающие программы по гештальт-терапии
- Аккредитованные терапевты УИСГТ/ супервизоры
- Правила сертификации
- Вторая ступень. Полевой подход в гештальт терапии, г. Киев
- Международная программа обучения гештальт терапевтов по программе III ступени Французского Института Гештальт Терапии в Днепропетровске
- Феноменологический подход Руэллы Франк
- Системная семейная психотерапия
- 9-11, 13-15 сентября 2016 г. Жан-Мари Робин "Теория Self. Практическое применение"
- Семинар "ТЕОРИЯ SELF"
- программа -специализация " Психопатология в гештальт-терапии"